Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более
2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Упражнения
Окошко
• широко открыть рот - "жарко"
• закрыть рот - "холодно"
Заборчик
• улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Хоботок
• с напряжением вытянуть вперед
губы (зубы сомкнуты)
Часики
• улыбнуться, открыть рот
• кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Спрячь конфетку
• рот закрыт
• кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
• на щеках образуются твердые шарики - "конфетки"
Наказать непослушный язычок
• улыбнуться
• пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя" • покусать кончик языка зубками -
"тя-тя-тя-тя-тя"
(чередовать эти два движения)
Блинчик
• улыбнуться
• приоткрыть рот
• положить широкий язык на нижнюю губу
Чистим зубки
• улыбнуться, открыть рот
• кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Горка
• губы в улыбке, рот открыт
• кончик языка упирается в нижние зубы
• выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы Качели
• улыбнуться
• открыть рот
• кончик языка за верхние зубы
• кончик языка за нижние зубы
Вкусное варенье
• улыбнуться
• открыть рот
• широким языком в форме
"чашечки" облизать верхнюю губу
• убрать язык в рот
Чашечка
• улыбнуться
• широко открыть рот
• высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик и боковые края языка)
Гармошка
• улыбнуться
• сделать "грибочек" (т. е.
присосать широкий язык к нёбу)
• не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Индюшата
• языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
Лошадка
• приоткрыть рот
• присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком (как цокают копытами лошадки)
• цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку
Красим потолок
• губы в улыбке
• приоткрыть рот
• кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
Грибочек
• улыбнуться
• поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
• присосать широкий язык к нёбу
Барабанщик
• улыбнуться
• открыть рот
• постучать кончиком языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."
Нет комментариев
Добавить комментарий