Перевести страницу

Блог

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более

2-3 упражнений за раз.  

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.  

 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).  

 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.  

 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.  

 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  

 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  

 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.  

 Организация проведения артикуляционной гимнастики

 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.  

 2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.  

 Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.  

 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).  

 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.  

 Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

 Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.  

 Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.  

 Упражнения

 Окошко

• широко открыть рот - "жарко"  

• закрыть рот - "холодно"

 Заборчик

• улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 Хоботок

• с напряжением вытянуть вперед

губы (зубы сомкнуты)

 Часики

• улыбнуться, открыть рот  

• кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

 Спрячь конфетку

• рот закрыт  

• кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки  

• на щеках образуются твердые шарики - "конфетки"

 Наказать непослушный язычок

• улыбнуться  

• пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"  •  покусать кончик языка зубками -  

"тя-тя-тя-тя-тя"  

(чередовать эти два движения)

 Блинчик

• улыбнуться

• приоткрыть рот  

• положить широкий язык на нижнюю губу

 Чистим зубки

• улыбнуться, открыть рот  

• кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

 Горка

• губы в улыбке, рот открыт  

• кончик языка упирается в нижние зубы  

• выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы Качели

• улыбнуться

• открыть рот  

• кончик языка за верхние зубы  

• кончик языка за нижние зубы

 Вкусное варенье

• улыбнуться  

• открыть рот  

• широким языком в форме

"чашечки" облизать верхнюю губу

• убрать язык в рот

 Чашечка

• улыбнуться  

• широко открыть рот  

• высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик  и боковые края языка)

 Гармошка

• улыбнуться

• сделать "грибочек" (т. е.

присосать широкий язык к нёбу)  

• не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

 Индюшата

• языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

 Лошадка

• приоткрыть рот  

• присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком (как цокают копытами лошадки)

• цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку

 Красим потолок

• губы в улыбке

• приоткрыть рот  

• кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

 Грибочек

• улыбнуться  

• поцокатъ языком, будто едешь на лошадке  

• присосать широкий язык к нёбу

 Барабанщик

• улыбнуться  

• открыть рот  

• постучать кончиком  языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

Нет комментариев

Добавить комментарий